Вексиллология

Знаменоватися по-древнерусски означало отличаться, выделяться чем-либо, и поднимавшийся на древке сакральный символ племени или группы родов лег в основу польской, а по сути – общеславянской геральдики. Но прежде чем прочно обосноваться в гербах, этот знаменный символ был призван стяжать, т.е. снискать, приобрести или добыть небесное заступничество всем, кто следовал за ним. Отсюда и возникло название прикрепленного к древку матерчатого полотнища со священным изображением на нем – стяг. Его предшественником был лишенный какого бы ни было полотнища родоплеменной символ, крепившийся на шесте и послуживший праобразом позднейших наверший.



Идентичные символам на поднепровскихпоясных бляхах фигуры наверший древнеславянских стягов.


Сакральные стяги славянских племен VIII – IX веков хранились в «жилищах богов» - языческих храмах, и торжественно выносились оттуда для сопровождения в походе войска. Княжеские стяги дохристианской Руси, весьма вероятно, имели трапециевидную форму с треххвостым или с трехступенчатым вырезом на противоположном древку конце. Тогда же наряду с цельными одноцветными полотнищами появились и сшивные, состоящие из средника и окружавшей его каймы другого цвета. Хвосты (языки, яловцы) нередко заменялись скошенным снизу вверх откосом, и подобная конструкция сшивного полотнища удерживалась на Руси вплоть до XVII века. Навершия стягов все чаще становились крестообразными, но прежняя «языческая» их форма еще просматривается на иконах XIV –XV веков.

 

 

 

 

 

    

             Русские стяги середины Х столетия.

 

Такие стяги вместе с двузубчатым знаком-гербом первых Рюриковичей прочерчивалась на арабских дирхемах, имевших в X веке хождение на территории Древней Руси. После крещения древнерусские стяги стали священными в полном смысле этого слова – их полотнища украсились образами Нерукотворенного Спаса, Богородицы, архангелов и херувимов. Тогда же одной из основных знаменных фигур стал христианский крест, тематика которого в различных модификациях используется и поныне. Такие стяги освящались наравне с иконами, перед ними служились молебны, а «чермные» - багряно-красные, а не черные (как ошибочно указано в ряде изданий) стяги Дмитрия Донского и Ивана Грозного стали общерусскими святынями.


Двухсторонняя икона Спаса Нерукотворенного, аналогами которой становились

изображения на обеих сторонах полотнищ древнерусских стягов. Новгород, XII век.

Червленый цвет щитов был широко распространен на Руси – достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве». Стяги, или с середины XV века знамена отдельных отрядов, как об этом свидетельствуют иконы XIV – XVI веков, могли иметь как лазуревое или зеленое, так и червленое полотнище. Краску для щитов и тканей изготовляли из насекомого – «дубового червеца», и была она ярко-розово-красной. Форма удельных дружинных и полковых великокняжеских стягов стала треугольной, а ее вытянутые пропорции подчеркивала длинная косица цвета самого полотнища. Но иконописная традиция окружения средника широкой каймой клейм или надписей находила свое декоративное отражение и здесь.


Всадник с полковым знаменем. Прорисовка фрагмента иконы«Церковь воинствующая»

(«Благословенно воинство

Царя Небесного»).

Москва, 1550-е годы.


С XVI века на знаменах помимо креста и священных образов появляются двуглавые орлы, звезды, солнце, единороги и другие фигуры, исполненные сакрального смысла. Тогда же стала складываться гамма знаменных цветов, ставшая основой сначала русского военно-морского, а затем и государственного (общенационального) флага. Сначала в «государевых больших знаменах» сложилась традиция лазоревого средника, красной каймы и белого откоса, а затем эти цвета укоренились в знаменах стрельцов и поместного ополчения.