Фалеристика

 

Kогда империя нуждалась в поддержке и вооруженной помощи предводителя такой дружины, ему преподносилось украшенное изображением православного креста большое серебряное блюдо, доверху наполненное массивными золотыми монетами – солидами. Персональными наградами становились различные цепи и ожерелья из драгоценных металлов – гривны, нередко являвшиеся выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства.

 

Золотое ожерелье. Константинополь, VI век.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

        Древнерусская гривна, XI – XII века.

Если обруч вокруг шеи был напоминанием о временах варяжских дружин, то сменившая изначальную гривну золотая цепь с крестом или монетой служила высшим наградным знаком уже не древних русичей, а непрестанно расширявших пределы своего царства великороссов. Удостоенные такой награды назывались «золотоношами» и приравнивались к кавалерам высших иностранных орденов. Но уже в царствование Ивана Грозного на драгоценном великорусском знаке отличия за ратные, дипломатические и иные заслуги большая золотая монета прочно заняла место креста, превратившись в наградной медальон. Таким образом видимая на груди дугообразная часть цепи с подвешенным к ней медальоном стала напоминать цату – навешивавшееся в XVI – XVIII веках на оклад иконы драгоценное украшение под ликом святого.


























Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» с цатами. Москва, 1560 год.

Портрет офицера лейб-гвардии Измайловского полка с шейным знаком.
 Вторая половина XVIII века.

 В изданном в 1793 году первом русском энциклопедическом словаре В.Н. Татищева указано, что «…гривна златая и цата это то же, что ныне знак офицера». Действительно, форма цат близка введенным Петром I офицерским шейным знакам, что свидетельствует о своеобразной преемственности великорусских традиций в наградной сфере и близкой ей области почетных воинских знаков различия. Да и само понятие «цата» не ограничивалось одним лишь церковным обиходом: драгоценные украшения покрывали облачения русских царей и жаловались ими лицам, отличившимся на службе государевой.

Так древнерусская гривна, а затем ее трансформация – золотая цепь с крестом или монетой, стали первыми наградными знаками отличия (фалеронимами) в нашем Отечестве. И эти древние виды высших знаков отличия получили свое новое качественное продолжение в середине 1690-х годов, когда Петром I была учреждена в России западноевропейская форма наградных организаций – орденов. Первой такой организацией, возглавляемой самим царем, стал орден Святого апостола Андрея Первозванного – мистического первосвятителя Русской Земли.

Латинское слово ordo (ряд, разряд), начиная с VI века, послужило названием первым монашеским объединениям Европы, вскоре узнавшей и тюркское толкование слова orda – «организация, отряд войска». В эпоху Крестовых походов на Ближнем Востоке и в Прибалтике возникло несколько духовно-рыцарских орденов, совмещавших монашескую благотворительность с военной деятельностью. Но вскоре они были изгнаны из Святой земли, ряд объединений монахов-воинов прекратил свое существование, а Тевтонский, Мальтийский и основанный Рижскими архиепископами Ливонский ордена образовали собственные суверенные государства. И там, как и в Палестине, члены ордена продолжали носить своеобычную для каждой организации одежду, главными отличительными признаками которой были ее цвет и нашивавшийся на нее крест особой формы.

Гербы духовно-рыцарских орденов: гроссмейстеров Тевтонского (1), тамплиеров (2), ордена Святого Лазаря (3), ордена Святого Иоанна Иерусалимского, впоследствии Мальтийского (4).

Судьбы теократических государств оказались трагичными, но некоторые ордена уцелели и были вынуждены искать покровительства европейских монархов, принося им присягу верности. Суверен сам становился главою ордена, посвящая в него отличившихся перед ним лиц. Почетное членство в ордене нуждалось в соответствующих знаках отличия, но уже вместо суровой монашеской рясы награжденные стали носить через плечо ленту определенного цвета, а нашивавшийся на одежду крест превратился в драгоценное металлическое изделие. Вскоре к ним добавилась и звезда, приобретя в этой триаде главенствующее значение.

Символика гроссмейстеров Тевтонского ордена и позднейшие фалеронимы рыцарского ордена и германского государства.

О наградных системах Российской империи написано достаточно, равно как и о наградах советского периода. Их принципиальное различие заключается в том, что прежде человек, отличившийся на ратном, дипломатическом или гражданском поприще, жаловался кавалерством (т.е. членством) в одном из императорских орденов со всеми вытекающими отсюда привилегиями вплоть до получения потомственного дворянства. В наше же время он «награждается орденом» - растиражированным наградным знаком определенной формы, практически (за редкими исключениями) не влияющим на общественный статус награжденного и его материальное положение.

Однако приоритет престижа, а не материальной выгоды, во все времена лежал в основе всех наградных систем – от фалер римских легионеров до усыпанных бриллиантами звезд кавалеров императорских орденов (оплачивавших их, кстати, из собственного кармана). Но возродившаяся у нас в стране практика создания общественных (неправительственных) наград уже в немалой степени дискредитирована беззастенчивой коммерциализацией данного процесса, когда награждающая сторона требует от кандидата в «кавалеры» внесения на свой текущий счет определенной суммы, подчас пятизначной в валютном выражении. Представленные на сайте авторские разработки общественных наград к этому роду деятельности отношения не имеют.