Корпоративная геральдика

Из всех сословий Российской империи правом на гербы обладало лишь дворянство. Именно правом, а не самим гербом, который каждый знатный и древний род должен был заказывать в императорской Герольдии за немалые деньги. По этой причине основная масса небогатого служилого русского дворянства так и не получила своих родовых гербов. Помимо дворянской геральдики Герольдия разрабатывала символику территориально-административных образований – губерний, областей, больших и малых городов, сел и посадов. Причем первопричиной подобных разработок послужила территориальная система рекрутирования и квартирования армейских полков – создавая, например, знамя с эмблемой Гродненского полка, Герольдия разрабатывала герб и самого города Гродно.

Ротные знамена (1712, 1732) Ярославского драгунского и Бутырского пехотного(1762) полков.

По мере совершенствования мобилизационных схем российской армии и параллельно с ним протекавшего процесса создания губернских и городских гербов связь между символикой военных корпораций и геральдикой оборвалась. Новые полки уже не обладали собственными гербами, а широкое распространение нагрудных полковых знаков, где изображения гербов встречаются крайне редко, характерно лишь для конца XIX - начала XX века.
Лишенное права на гербовладение русское купечество в своей торгово-промышленной деятельности вынуждено было довольствоваться элементарными логотипами (греческое слово логотип буквально переводится как словосочетание): "Никитинъ и сыновья", "Аристархъ Иванович Федоровъ" и мн. др. Некоторые из подобных торговых марок стали подлинными брендами и дожили до наших дней: Шустовъ, Смирновъ. Единственным геральдическим элементом в символике торгово-промышленных корпораций стало полное или частичное включение государственного герба России в логотипы "поставщиков Двора Его Императорского Величества".
Фактически со времен Петра I и до наших дней российская промышленная и торговая корпоративная символика не поднималась выше самопроизвольных логотипов, эмблем и товарных знаков, причем к созданию последних профессиональные художники стали привлекаться относительно недавно. В области науки и образования, целиком находившейся под опекой государства, для корпоративной геральдики места не было вовсе, и только университетский Татьянин крест внес частицу разнообразия в сей скудный официоз. Аналогичные символы появились также в медицине, книгоиздательстве и благотворительности
.


Гербовый диплом лондонской гильдии свечников. 1463.

Более тесная, чем на Руси, связь графического знака и отображаемого им аспекта общественного устройства привела к тому, что геральдикой Западной Европы была выработана многовековая традиция цеховых (гильдейских), университетских, школьных, больничных, церковно-приходских и иных корпоративных гербов. В чем-то подражавшие родовым дворянским, а в чем-то значительно отличавшиеся от них, корпоративные гербы стали неотъемлемой частью деловой и культурной жизни многих развитых стран. В них отразились не только непрерываемая историческая традиция той или иной торговой, финансовой, промышленной или научной корпорации, ее индивидуальные отличительные черты, но и встроенность этого профессионального объединения в многовековую культуру своей страны. И подобное благотворное воздействие корпоративного герба как свидетельства стабильности и добропорядочности крайне необходимо нашему предпринимательству, проходящему на стадии роста через многие кризисные испытания.

Современная корпоративная геральдика:

1 – герб одной из британских шахт; 2 – герб британской Ассоциации хирургов;

3 – герб Массачусетского института технологий.

 Читать далее...


См. также в разделе "Корпоративная геральдика"