Герб Первой Академической типографии в Санкт-Петербурге
В усеянном золотыми гонтами лазуровом поле золого картуша золотой пояс , увенчанный серебряным Древом познания с червлеными плодами и обвивающим его ствол черным Змеем. В нижней половине гербового поля ствол Древа познания продолжается в виде серебряного винтового пресса.
Картуш увенчан черным двуглавым российским гербовым орлом, на груди которого в червленом вырезном щите царственный всадник в мундире Преображенского полка на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного дракона. На правом крыле орла гербы Киевский и Новгородский, на левом – Владимирский и Казанский.
Нижние завитки золотого гербового картуша обвивает серебряная лента с датами закладки (1711), открытия (1727) и полным названием предприятия: ПЕРВАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТИПОГРАФИЯ.
Раскрытие символики герба.
Лазуревое поле герба усеяно золотыми гонтами в память о доставке первого типографского оборудования из Голландии. Данный характерный для фламандской геральдики элемент и поныне присутствует в гербе королей Нидерландов. Древо познания Добра и Зла служит бесспорным символом эмпирического Знания как такового, в то время как нередко использующаяся в этом значении книга суть Библия, т.е. Знание заповеданное, Божественное. Пересекающий ствол древа золотой пояс преобразует его в винт старинного типографского пресса, умножающего богатство просвещения.
Формы гербового картуша и увенчивающего его российского государственного орла непосредственно свидетельствуют о рождении типографии в эпоху Петра I, чей образ запечатлен в фигуре змееборца на гербе Московском (подлинная деталь Гербовой грамоты, пожалованной Петром I гетману Мазепе). Петром Алексеевичем завершается ведущаяся от Александра Невского традиция «портретных» изображений на печатях и «клейнах» (гербах) русских самодержцев в качестве змееборцев – с воцарением Екатерины I начался «век императриц». Только в конце XVIII столетия всадник-змееборец был назван Георгием Победоносцем, однако иконографические отличия этого святого и по сей день не внесены в изображение герба Москвы.
Фантастичность увенчивающих черного орла корон отражает историческую реальность первой трети XVIII в. : при основании Первой Академической типографии в Санкт-Петербурге инсигний (т.е. активно участвовавших в торжественных церемониях материальных символов) императорской власти в России еще не существовало, а древние инсигнии царей Московских и Всея Руси уже не соответствовали новому титулу Государя.