Инкерманский крест

В первые же годы распространения христианства Крым стал местом евангельской проповеди Андрея Первозванного, приплывшего на корабле в Боспор (нынешняя Керчь) и далее направившегося в Феодосию – "город многолюдный и образованный", а оттуда по южному берегу в Херсонес. В этот город в 94 году был сослан третий епископ Рима Климент – один из немногих римских пап, почитаемых Русской Православной Церковью. Будучи сыном римского сенатора и родственницы царей, Климент рано осиротел и ему пришлось испытать много горя и лишений. Путешествуя в поисках родителей по империи, он встретился в Александрии с апостолами Павлом и Варнавой, рассказавшими ему о Спасителе и Его Учении. В Кессарии Климент принял крещение от апостола Петра, а позже был рукоположен им в епископы Рима.

За праведную жизнь и пламенную проповедь Слова Христова император Траян сослал Климента в херсонеские каменоломни, но и в далекой Таврии епископ продолжал воздвигать церкви и крестить множество людей. По его молитве в безводных катакомбах забил напоивший всех жаждущих мощный родник (существующий по сей день и продолжающий исцелять купающихся в его водах). В 101 году правители все еще языческого Херсонеса казнили Климента, и над местом его упокоения стали происходить чудеса. Когда православие в Византии стало государственной религией, храм над мощами преподобного на островке среди Казачьей бухты возник настолько внезапно, что древнее предание называет его построенным ангелами.

В 861 году в Херсонес прибыли просветители славян Константин Философ и Мефодий. Часть мощей Климента святые братья отвезли в Рим, где они сохраняются и поныне, а перед своей кончиной Константин принял под именем Кирилл монашеский постриг и был похоронен рядом с гробницей преподобного. Столетие спустя крестившийся в Херсонесе равноапостольный князь Владимир честную главу папы Климента и частицы его мощей перевез в Киев.

В Средние века христианское население Крыма составляли греки, готы и аланы, образовавшие феодальное княжество Феодоро. В глубине Северной бухты князь Алексей основал морской порт Авлита, охраняемый крепостью Каламитой и соперничающий с генуэзской Кафой. Крепость располагалась на скале, пронизанной древними катакомбами, и в них в VIII – IX веках возник монастырь во имя святого Климента (подъезжающий к Севастополю поезд проходит в 10 – 15 метрах от него). В 1475 году Крым захватили турки, перестроили Каламиту и назвали ее Инкерманом, что означает "пещерная крепость". Монахи ушли на мыс Фиолент, где основали Георгиевский монастырь, а в Свято-Климентовской обители жизнь возродилась только после присоединения Крыма к России.

Главный пещерный храм Свято-Климентовского монастыря, освященный в 1852 году во имя священномученика Климента, в Средние века назывался Георгиевским и, по преданию, был вырублен в скале самим преподобным. На стене алтарной апсиды сохранился вырезанный в известняке оригинальный крест, представляющий собой крайне редкое сочетание уширенного каплевидного и процветшего крестов. Отличительной особенностью Инкерманского креста являются заменившие средние капли кольца со вставленными в них равноконечными уширенными крестиками. Стиль изображения свидетельствует о его почтенном возрасте: если крест и не был вырублен самим Климентом (что маловероятно, поскольку церковным символом крест стал не ранее IV века), то возник не позднее VIII – IX веков.

 

Литература: Литвинова Е.М. Крым. Православные святыни. Симферополь, 2004.