Пятиконечная звездаВ памятниках древних культур Европы, Передней Азии и Кавказа нередко встречаются звездообразные графемы с 5, 6, 8 и 9 одинаковыми элементами. Однако в графической символике этих регионов отсутствует сакрализация числа 7, священного для древних семитов. Древнейшие графемы в форме пятиконечной звезды были обнаружены в Малой Азии. Они датируются 7 тысячелетием до Р.Х. Родственные им пятичастные композиции свидетельствуют о том, что в генезисе пентаграммы решающую роль играла сакрализация числа 5. Этому числу, соответствующему числу пальцев на руке, придавалось мистическое значение в поверьях многих народов, а пифагорейцы считали число 5 священным и избрали своей эмблемой пятиконечную звезду – пентаграмму, или Пентальфу, олицетворяющую вечную молодость и здоровье.
Древнейшие пятичастные графемы.
Пятиконечная графема возникла в раннеземледельческих культурах и применялась во всех последующих эпохах, когда ее архаическое значение уже забылось. Если четырехчастные символы изначально были связаны, главным образом, с неолитическим божеством земли, то пятичастные – с богиней неба. На многих из них пять знаков облака (символа богини) сочетаются со знаками земли, встречаются также и пятикратные изображения самой богини. В античной традиции с числом 5 – пентадой, сопутствующей тетраде (числу 4), связывались имена воинствующей Афины Паллады, животворящей Венеры, справедливой Немесиды, плодородной Афродиты и других небожительниц. В легендарной Олимпии – родине олимпийских игр – сохранилась древняя стела с изображением пяти колец. Кольцо, как и диск, служило символом неба и Великой небесной богини, однако в новейшее время эта эмблема была истолкована иначе, став известным символом спортивного содружества пяти континентов.
Древнейшие пятичастные графемы. Русь практически не знала графической символики в форме пятичастной композиции или пятиконечной звезды. Единственное, что можно увидеть – это пятилепестковые стилизованные цветы в монументальной росписи стен и сводов сооружений XVI – XVII веков – таких, например, как Покровский собор "что на рву", более известный под именем храма Василия Блаженного. Но растения с пятилепестковыми цветками в природе встречаются повсюду, поэтому их лишенные какой-либо сакральности изображения не могут рассматриваться в качестве традиционных символов. Пентаграмма. Голландская гравюра XVII века. Не обретшая своей оригинальной семантики в христианстве, пентаграмма оказалась востребованной различными чернокнижными учениями, в основе своей связанными с Каббалой. Все антихристианские движения и секты широко использовали этот символ, трактуя его значение на свой колдовской или теософский лад. Так, Э. Леви в книге "Ритуал трансцедентальной магии" поясняет, что пентаграмма – это фигура, изображающая человеческое тело, имеющее четыре конечности (ноги- символы земли и воды, руки – символы воздуха и огня) и одну вершину, представляющую голову – объединяющую все члены силу эфира. Активное вторжение пентаграммы в отечественную символику связано с именем Льва Троцкого (Лейбы Давидовича Бронштейна), весной 1918 года узаконившего ее применение в качестве эмблемы Красной Армии. Причем изображалась она стоящей на одном луче и обращенной вверх двумя противоположными лучами (см. орден Боевого Красного Знамени). Такое положение пентаграммы в средневековом чернокнижии именовалось "рогами козла" и считалось олицетворением нечистой силы. Подобные каббалистические традиции сильны и поныне – современная Сатанинская церковь в США считает пятиконечную звезду собственным символом и во всевозможных вариациях внедряет ее в завладевшую миллионами поклонников "маскультуру".
Плакат худ. Д. Моора, 1919.
Ни архаическое значение пятиконечных символов, ни античный символизм пентаграммы не нашли отклика не только в языческой религии древних русичей, но даже в народной демонологии. Это свидетельствует о чуждости связанных с пятиконечной звездой мифологических представлений и идеологических догм русскому сознанию. И если начиная с XVIII века пентаграмма все же активно внедрялась в военный быт и политическую жизнь России, этой выразительнице духа масонства и иудео-коммунизма нет места в великорусской геральдике.
Литература: Голан А. Миф и символ. Иерусалим – М., 1994. |