Рука

Кисть человеческой руки – ладонь с пятью пальцами – еще со времен палеолита стала одним из наиболее распространенных символов. Этим высеченным на камнях или обведенным яркой краской контурным изображениям первобытный человек стремился зримо и определенно утвердить свое присутствие. Увековеченные таким образом отпечатки рук представляли самого человека, служили его двойником.

  Недаром во многих архаических языках слово "человек" означает цифру 5, то есть руку с пятью ее пальцами. А латинское manus ("рука"), в санскрите означающее "человек", применяется также в значении "власть, сила". И в русском языке слово "рука" нередко используется со значением "власть" ("и отошли те земли под руку Великого князя"). В древнерусском же языке рука обозначалась словом "мышца" (отсюда – "под мышкой"), родственным слову "мощь".

У старинных русских рубах особенно богато отделывались вышивкой рукава. Многозначный заклинательный орнамент опоясывал не только края рукавов – он покрывал и характерные для них нашивки на плечах, а под мышкой вшивался клин из яркой материи (такая же вставка традиционна и для грузинской народной одежды). Первоначально это происходило от желания не просто украсить вещь, а придать ей нужное качество: по языческим представлениям рука обладает не только физической, но и магической силой, поскольку в мифологическом мышлении различия между естественным и сверхъестественным не существует. Убежденность в магических свойствах руки столь крепка, что даже в современном христианстве считается незыблемым признаком истинности веры положение пальцев при крестном знамении, а открытая ладонь повсюду служит знаком защиты и добрых намерений.

                                                                                                                    

Моление Великой богине:

1 – бронзовая статуэтка, Кавказ;

2 – вышивка, Северная Русь;

3 – наскальный рисунок,         Центральная Азия.

 

 

Но если слепок или контур обычной человеческой руки есть символ индивидуальный, то уже в ранненеолитических святилищах Малой Азии наряду с натуральными отпечатками рук появляются их увеличенные стилизованные изображения. Подобные сакральные знаки левых ладоней древние египтяне называли "рукой Исиды", вавилоняне – "рукой Иштар", а мусульмане по сей день зовут их "рукой Фатимы".                                        

Но все эти персонажи генетически восходят к Великой богине неолита, ибо уже тогда сложилась оппозиция "левый – правый", "женский – мужской". Рука в этих случаях служила символическим выражением воли, власти и действий богини. И именно потому, что рука стала символом божества, возник ритуал целования руки священника, а о том, что это божество было женским, напоминает неувядаемый обычай целовать руку даме.

 Вышивка, Северная Русь

В разных религиях существует ритуал омовения рук, заключающийся не в мытье, а только в обливании рук водой. В этом ритуале прослеживаются отголоски древнейшей идеи единения мужского начала природы (в данном случае символизируемого водой) и женского. Никогда в религиозном сознании людей языческой и христианской эпох воздействие божества на действительность не представлялось рукотворным, а символ десницы Божией заключает в себе иной смысл. Это – власть сверхъестественных сил над действительностью.

 

Богоматерь Оранта. Юрьев-Польской, XIII век.                                                                   

Вся древняя культовая символика суть выражение постоянного моления к высшим силам. При обращении к Великой богине люди поднимали руки вверх, как бы обращая к ней ее же символы, а затем такая поза молящихся стала традиционной. Века и тысячелетия изгладили из памяти людской образы неолитических божеств, но и сегодня священник в алтаре простирает свои руки к Богу.

Северная Русь оказалась подлинным кладезем народной интерпретации архаичной культовой символики. В крестьянских вышивках нашли свое отражение даже те религиозные представления, которые предшествовали пантеону Рода – Сварога. И эти многочисленные изображения убедительно свидетельствуют о тождестве языческой и христианской символики поднятых рук, имеющей все основания стать одной из многих характерных черт великорусской геральдики (см. Басмяная фигура). 

 

 

В прикладном искусстве Европы, Передней Азии и Кавказа нередко встречаются элементы в виде трехпалой руки. И это – тоже рука архаичных божеств, сохранившиеся изображения которых свидетельствуют о трехпалости многих из них. Но трехпалая рука – это птичья лапа, а связь небесного божества с птицей отчетливо прослеживается в культовой символике многих исторических эпох. На Руси сохранились средневековые амулеты в форме лапок водоплавающих птиц, нередко соединенных с диском. А диск – древнейший символ неба, в котором царит Великая богиня в образе птицы. Но птица-то могла быть и водоплавающей, поскольку богиня была хозяйкой не только неба, но и проливающихся с неба вод. 

Литература: Голан А. Миф и символ. Иерусалим – М., 1994.
                       Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1982