Введение

Данный текст является фрагментом
из книги "
Возрождение русской геральдики".

Вряд ли будет преувеличением сказать, что большинство наших соотечественников впервые услышало о геральдике лишь во время недавних дебатов о гербе и флаге Российской Федерации. Да и чему удивляться – несмотря на свою восьмивековую историю и относительную распространенность в Российской Империи геральдика так и не затронула жизни широких масс русского народа. С XVII и по начало ХХ века она считалась исключительно дворянской привилегией, а на протяжении всего советского периода искоренялась даже память о ней. И ведь было из-за чего: символ по природе своей не может лгать, благодаря неизменности своей формы он вечно сохраняет заложенный в него смысл, а разрушители «старого мира» не могли примириться с тысячелетней значимостью двуглавого орла, со всей той многообразной символикой России, что веками собиралась под сенью его царственных крыльев. Знаки и символы многофункциональны, но важнейшие из них отражают извечные религиозно-нравственные категории. Именно это и оказывается неприемлемым для временщиков любого толка, обилием которых был столь знаменателен минувший век.

Но не только геральдика формирует символику великого народа – она всего лишь ее часть, своеобразная матрица иерархической взаимосвязи отдельных знаков и символов. Сами же системообразующие символы пришли к нам из глубин дописьменной истории – они освящали начавшийся еще в нераспавшейся индоевропейской общности долгий путь наших предков по просторам Евразии. Они намного старше того начального для официальной историографии понятия, каковым является Древняя Русь. Эти символы – подлинное сокровище русского народа, ибо за отсутствием письменных источников только они могут свидетельствовать о временах и географических пространствах, вместивших огромный пласт дописьменной истории, о древнейшей картине мироздания и духовном мире прародителей русского племени. Если игнорировать значение этих символов для духа нации, ее исторического самосознания, то остается неразрешимой загадка: откуда солнечная свастика и грозный конь бога Индры, двуглавая птица ассирийцев и хеттов, а также другие древнейшие символы оказались в глубинах Русского Севера? Но жили-то они там, в памяти народной на протяжении многих веков!

Речь в этой книге пойдет как о мировоззренческих символах Руси, которые из века в век формировали и передавали от поколения к поколению важнейшие духовные постулаты, так и о геральдике, способной всю эту сложную символику привести к индивидуальному знаменателю, т.е. систематизировать и превратить в отличительные графические признаки конкретных звеньев в структуре государства и общества. Значение такой символики для страны огромно: как ноты увековечивают неуловимость музыки, буквы – многосложную и универсальную речь, так и символы возвещают о нравственном потенциале, о духовных устремлениях народа российского. Они – результат и, в конечном счете, отражение смысла всей истории человечества. Их утрата означает наступление бездуховности и деградацию, неумолимое растворение народа и его истории в конечном мраке безликости. Ибо символ был и остается концентрацией, сверкающей гранью исторической стойкости, нравственных начал, религиозной и культурной самобытности России.

Как бы ни сложно в различных научных трудах формировалось понятие «символ», надо признать, что это – отражение чего-то идеального, освобожденного от массы заслоняющих его ограничений житейского порядка. Но символ-то, прежде всего, есть выражение духовных ценностей, идей, несуществующих в материальном мире математических и логических абстракций. Не исключено, что некое идеалистическое восприятие истории, особенно древнейшей, формируется именно трепетным отношением к таинственности и недосказанности символики далекого прошлого – времени, когда человечество не отделяло себя от богоданной природы и самого Бога. С той поры многое изменилось. Пришедшие из глубины тысячелетий символы могли в общественном мнении приобрести несколько иное, а то и прямо противоположное содержание, но эта их невысказанная и невостребованная ныне Божественность никуда не исчезла – она будет вечно жить в символе и согревать обращающегося к нему.

Таково мое отношение к символике – безгранично глубокой, манящей, одухотворенной, не имеющей ничего общего с обыденными функциональными знаками. Но и в них можно увидеть отблеск завораживающего царства символики – будь то геометризм ранней геральдики в знаках дорожного движения или наследие магических рун в современном алфавите. И читателю книги хотелось бы пожелать заинтересованного приобщения к этой удивительной грани истории, веры и изобразительного искусства.

В отличие от многих ранее опубликованных книг данная работа ставит своей задачей вывести геральдику за келейные пределы узкопрофессиональных проблем и обосновать ее жизненность в современном мире показом теснейшей связи самой природы символики с этнокультурной традицией, а в нашем случае – с этнокультурной традицией великороссов. Можно до бесконечности копаться в захватывающих исторических коллизиях, происходивших с гербами и иными символами, но при этом не увидеть главного: сущностью народа, его объективным духом является собственная этнокультурная традиция, а символика в различных своих формах служит ее знаковым отражением.

Народ как самобытная целостность, как субъект всемирной истории существует только до тех пор, пока жива эта сущностная его основа. С исчезновением, затуханием этнокультурной традиции прекращается историческое бытие сцементированного ею народа, остается лишь масса разобщенных человеческих особей. Очевидно, что сохранение и распространение великорусской символики, в том числе и геральдики, теснейшим образом связано с сохранением великорусской этнокультурной традиции. А забота о ней – задача стратегическая, придающая геральдике характер всеобщности и патриотичности.