ДИВВымышленная или фантастическая фигура великорусской геральдики, являющаяся отечественным аналогом античного грифона и представляющая идущего крылатого льва с головой и клювом орла. Этот образ был известен еще праславянам в скифско-сколотские времена, когда на скифском пограничье для увенчания древков родоплеменных или военных знаков применяли бронзовую фигуру крылатого полульва-полуорла. Греки называли это мифологическое существо «собакой Зевса» и можно предположить, что слово ДИВЪ является прилагательным от древнерусской формы имени Зевса (Zeus, Dios) Дий, Дый - диивъ, дыивъ, т.е. «принадлежащий Дию». Див и Семарглы. Деталь Золотых врат Рожденственского собора в Суздале. XII век.
В древнерусской мифологии див приурочен к верхнему, небесному миру и имеет космогоническое значение. Он – представитель высшей мировой силы, ежегодно побеждающей мертвящее начало «кощных сил, сиречь тьмы кромешной», а по велению высшего бога руководит поисками Кощеевой смерти. Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: «дивъ кличетъ връху древа» и «уже връжеся дивъ на землю». Принципиальные отличия дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве и прикладном искусстве XI - XIII вв. и заключаются в следующем: 1) орлиными изображаются только голова и крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами; 2) всегда одноцветная фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия; 3) помимо шествующего див может изображаться и терзающим какого-либо зверя.
|