РОЖАНИЦЫБлизкие архаичным берегиням древнеславянские женские божества плодородия и самой жизни, культ которых предшествовал культу мужского патриархального божества Рода, но сохранялся еще и в XIX веке. Судя по древнейшей иконографии рожаниц их первоначально представляли в виде двух лосих. К рожаницам относили также и антропоморфные образы Лады – богини летнего плодородия, любви, юности и красоты, покровительницы брака, и ее дочери Лели, связанной с весенней и осенней календарной обрядностью. В христианское время празднование рожаниц происходило в сентябре, по своему характеру это был праздник урожая. Существовало также поверие о рожаницах как о юных девах - богинях судьбы, обитающих повсеместно: на небе, на земле и под землей, в пещерах и домах. Известны также мифологические представления о трех рожаницах: они присутствуют в доме при появлении ребенка на свет и затем активно влияют на его судбьу («звезду»). Одна распоряжается родами, другая – брачными связями, третья – смертью.
В отличие от берегинь, не оставивших своей иконографии, графическая символика рожаниц достаточно четко определена. В народной вышивке Русского Севера представлены два типа иконографии рожаниц: 1) обычная женская фигура в длинных узорочных одеждах; 2) символ рожающей женщины (в т.ч. и «оленцов малых»), декоративная условность которого целомудренно скрывает физиологические подробности. РОЖАНИЦЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ: 1 - парная деревянная фигура, Средние века; 2 - крестьянская вышивка, Русский север, XVIII - XIX вв. |