РОЖАНИЦЫ

Близкие архаичным берегиням древнеславянские женские божества плодородия и самой жизни, культ которых предшествовал культу мужского патриархального божества Рода, но сохранялся еще и в XIX веке.  Судя по древнейшей иконографии рожаниц их первоначально представляли в виде двух лосих.  К рожаницам относили также и антропоморфные образы Лады – богини летнего плодородия, любви, юности и красоты, покровительницы брака, и ее дочери Лели, связанной с весенней и осенней календарной обрядностью.  В христианское время празднование рожаниц происходило в сентябре,  по своему характеру это был праздник урожая. 

Существовало также поверие о рожаницах как о юных девах - богинях судьбы, обитающих повсеместно: на небе, на земле и под землей, в пещерах и домах.  Известны также мифологические представления о трех рожаницах: они присутствуют в доме при появлении ребенка на свет и затем активно влияют на его судбьу («звезду»).  Одна распоряжается родами, другая – брачными связями, третья – смертью.

 

В отличие от берегинь, не оставивших своей иконографии, графическая символика рожаниц достаточно четко определена.  В народной вышивке Русского Севера представлены два типа иконографии рожаниц: 1) обычная женская фигура в длинных узорочных одеждах;  2) символ рожающей женщины (в т.ч. и «оленцов малых»), декоративная условность которого целомудренно скрывает физиологические подробности. 

 

РОЖАНИЦЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ: 1 - парная деревянная фигура, Средние века; 2 - крестьянская вышивка, Русский север, XVIII - XIX вв. 

АБВГДЕЖ
ЗИКЛМНО
ПРСТУФХ
ЦЧШЩЭЯ