Символическая фигура, означающая общественный статус гербовладельца. В геральдике Средних Веков таковым символом служил рыцарский шлем, но, начиная с XVII в., возникла традиция выражения в гербе различных степеней дворянства, а также других почетных званий и отличий. Место шлема над щитом заняла корона достоинства (нем. Rangkrone), тип которой точно соответствовал титулу гербовладельца – императорскому, королевскому, княжескому, герцогскому, графскому, баронскому и т.п. Нетитулованное дворянство помещало над щитом трехлепестковую корону с двумя видимыми жемчужинами. В российской традиции подобная корона иногда помещалась на шлеме дворянского герба. Высшие духовные владыки – архиереи – в своих гербах использовали иной тип парадного головного убора – тиару, митру или (в католической традиции) широкополую шляпу, цвет которой и количество свисающих с нее на двух симметричных шнурах кистей (fiocchi) соответствовали сану священнослужителя.
Вторая разновидность геральдических знаков достоинства размещается за щитом или вокруг него. Такие особые знаки отличия, как ключи апостола Петра (в гербах римских пап), епископские жезлы и святительские кресты, скипетры, маршальские жезлы и якоря адмиралов изображаются кососкрещенными за щитом, а высшие орденские знаки на цепи (например, орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден Золотого Руна) составляют внешнее обрамление щита. Знаки отличия духовно-рыцарских орденов еще в средневековье стали помещать в самом гербовом щите, где они различными композиционными способами соседствовали с родовой символикой рыцарей-монахов. К таким знакам прежде всего относятся вырубные и клинчатые кресты тамплиеров, иоаннитов (мальтийцев) и черный прямой крест Тевтонского ордена.
Представляется абсолютно неправомерным использование термина «геральдический знак» для обозначения всех официально утвержденных ныне знаковых форм, относящихся к эмблематике, фалеристике, вексиллологии или униформологии (мундироведению). Несмотря на то, что именно геральдика содержит в себе алгоритм создания универсальных знаковых комплексов (носящих тем не менее ярко выраженный синкретический характер), каждой из перечисленных дисциплин свойствен собственный понятийно-категориальный аппарат. Подмена понятий свидетельствует о плачевном состоянии теоретических основ этих дисциплин в нашем отечестве, о наивном, ненаучном желании все родственные, но в то же время самостоятельные знаковые системы объединить одним понятием - «геральдика».