ОХРА

Название неяркой с земельным оттенком желтой или коричневой  финифти  великорусской геральдики, называемой в древности «вохрой»  (отсюда – вохрение).   По тональности охра подразделяется на светлую, которой соответствуют современные краски  о х р а    с в  е т л а я    и  о х р а    з о л о т и с т а я     (вохрение), и темную, изображаемую современными красками  о х р о й    т е м н о й    и различными   м а р с а м и  (санкирь). Благодаря своим приглушенным землистым тонам охра отличима от золота, характерного своей яркой желтизной.  Знаменуя собой естественные материалы древнерусских щитов – дерево основы и неокрашенную кожу обтяжки, – охра применима для обозначения поля щита или отдельной фигуры как любая другая финифть.
Проблема введения в национальную геральдику дополнительной финифти перестает выглядеть радикальной, если обратиться к практике старейших геральдических школ Европы – британской и немецкой. В Англии уже в позднем средневековье появились три «цвета позора»: тенне  (темно-желтый или оранжевый),  сангуин   (кроваво-красный)  и  мюррей  (багровый). А в Германии, служившей образцом для подражания российских геральдистов XVIII–XIX веков, издавна существовала коричневая финифть браун , также возник ряд дополнительных составных красок: железно-серая  (eisengrau),  пепельная (anschfarb),  земляная  (erdumberfarb),  водяная   или   стальная  (wasserfarb или stalblau).   Таким образом  увеличение числа тинктур в каждой из стран с древнейшими традициями «живой» геральдики и духовной символики приобретает собственный оригинальный характер, соответствующий историко-культурным особенностям каждого народа. 

 

АБВГДЕЖ
ЗИКЛМНО
ПРСТУФХ
ЦЧШЩЭЯ