КИТОВРАС

Кентавр древнерусских книжных легенд, фигурирующий в текстах начиная с XIV века либо как обозначающее чудовище имя нарицательное, либо как имя собственное.  Герой апокрифических сказаний Китоврас заменил в русском пересказе талмудических легенд противника царя Соломона – демона Асмодея.  Облик Китовраса мог быть навеян известным мотивом византийской иконописи, но мог иметь и более древние корни: в середине прошлого века на Русском Севере были обнаружены изображения кентавров, не получившие еще научного объяснения.
Наиболее известная русская легенда повествует о том, что царь Соломон, нуждаясь в помощи Китовраса для возведения Иерусалимского храма, обманом и заклятием пленил его.  Но по окончании строительства освобожденный им Китоврас забросил обидчика в далекую страну,  наказав его тем самым за обман и гордыню.  Другие легенды называют Китовраса братом Соломона, сыном Давидовым.  Выразительный образец иконографии Китовраса сохранили Васильевские врата Софийского собора в Новгороде, перевезенные опричниками в Александровскую слободу: могучий крылатый получеловек с короной на голове, торс которого вырастает из шеи горделивого коня, размахивает схваченной за ноги фигурой царя Соломона.  Над изображением надпись: «(Ки)товрасъ меце братомъ своимъ Сол(о)монъ на обетованую землю за словъ…»

 

Оглавление словаря
АБВГДЕЖ
ЗИКЛМНО
ПРСТУФХ
ЦЧШЩЭЯ